Вход/Регистрация

Архив отзывов

27.09.2020

Елена

Фанни

Фанни

Фанни - "фантазия на документальной основе", спектакль очень своеобразный и не характерный для этого театра,- по крайней мере, совершенно не совладает с моим представлением о нем. Это достаточно серьезная вещь (одно то, что оно, по крайней мере, не мюзикл - уже показательно), все же обращение к истории. Причем и к истории страны, и к семейной истории Марка Григорьевича, насколько я понимаю. Вообще надо, конечно, зарыться в литературу и разобраться, кто кому кем приходится и какую версию событий взяли за основу. Изюминка в том, что обращение к истории здесь, с одной стороны, очень всерьез, а с другой - такое количество фантазии присутствует, что не вполне понятно, каким образом это все предполагается воспринимать зрителю.

Не хочу пересказывать сам спектакль, ибо про покушение на В. И. Ленина все и так знают (1918 год, три выстрела, начало "красного террора"), а вот как это видит Марк Григорьевич,- в некотором роде сюрприз.

Актеры. Всего три персонажа, для нас играли:
Фанни Каплан - Вера Десницкая
Мальков - Владимир Давиденко
Чекист - Игорь Скрипко

Как мне показалось задача у актеров весьма непростая, и справляются они с ней блестяще, - насколько позволяют рамки пьесы. Ведь, во-первых, достоверно ничего про историю эту не известно, версий много ходит и самых разных (вплоть до того, что стреляла не Фанни или что ее саму не расстреляли потом), а во-вторых, еще и привнесено много фантазийного в эту и без того темную историю. Соответственно, ни причин, ни объяснений, ни побуждений, сподвигших героев на те или иные действия определенных как бы нет, неизвестны...

Наиболее органично, на мой взгляд, существует комендант Кремля (Владимир Давиденко), - идеально, будто всегда был комендантом. Каждая интонация, каждое движение - абсолютное "верю".

Фанни Каплан (Вера Десницкая) очень достоверная каждую минуту. Но я лично так и не поняла, отчего она стреляла - впрочем, и с настоящей Фанни это не ясно на самом деле.

Очень, очень хорош чекист (исторический персонаж - Яков Петерс, латыш, играет Игорь Скрипко). Он просто шикарный: акцент, выправка, умение вести допрос... То мягкий, понимающий, то жесткий и бескомпромиссный, - и все это на полном серьезе, не усомнишься же! Чем хорош спектакль - он заставил меня не только вспомнить о Фанни Каплан, но и что-то почитать о ней, Петерсе и Малькове (правда, пока лишь статьи). Планирую продолжить разбираться в этой теме.

Ну и в общем по спектаклю. Скудные декорации - определенно именно то, что нужно. Чувствуется, что продумано все, каждый осколок кирпича.

Никаких спецэффектов, даже задник - не новомодная видео-проекция, а честно нарисованный. Впрочем нет, один "спецэффект" есть, и весьма неожиданный. Особенно с первых рядов, я думаю, должен впечатлять :) А, и много дыма. И сценического, и сигаретного, и настоящего. Надеюсь, с пожарными все согласовано :)

Музыкальное сопровождение очень и очень. Единственное, что мне не понравилось категорически - это звук, явно призванный создать атмосферу напряжения. И таки да, создаст, но (с крайних мест первого ряда, по крайней мере) - уж слишком сильно и громко. И долго. Хотелось или уйти, или уши закрыть хотя бы.

Итого: поздравляю театр с премьерой (которая уже состоялась, пока я собиралась с мыслями)и желаю спектаклю долгих лет! Я очень рада, что удалось открыть мой личный сезон в театре у Никитских ворот именно с этой вещи.