Вход/Регистрация
П. Санаев
Похороните меня за плинтусом
Продолжительность: 2 часа 40 минут с антрактом
Новая сцена

Действующие лица и исполнители:

Саша
Станислав Федорчук
Александр Чернявский
Василий Рахманин

Бабушка
Заслуженная артистка России

Дедушка
лауреат Государственной премии
народный артист России

Мама
Наталья Баронина
Наталья Денисова

Толя
Денис Сарайкин


Леша
Юрий Шайхисламов

1/23

Павел Санаев написал веселую и печальную книгу о детстве, которая сразу стала бестселлером. Миллионные тиражи, фильмы… Восторг читателей – наших и зарубежных.
Наш спектакль – первая постановка «Похороните меня за плинтусом» на московской сцене. Я думаю, это лучшее произведение нашей литературы, так сказать, на семейную тему – о кошмаре переживаний ребенка, детство которого попрано насилием, вырастающим из непомерной любви, из несостоятельности взрослых, – они правы и неправы все без исключения, одновременно.

Жизнь детей в среде, где нравственные устои размыты, превращается в пытку, и то, что мы называем счастливым детством, оказывается неисполнимой мечтой. Лишенный материнства мальчик – объект неистовой бабушкиной любви – живет на перекрестке понятных, но совершенно истребительных интересов и чувств, да так, что все участники этой простой истории становятся жертвами друг друга. Нам жаль всех, однако прежде будем на стороне маленького ребенка, живущего в положении заложника. Никто не хочет уступать и эта взаимная глухота ведет к безумию и страшным страданиям всех участников конфликта.

Главное качество санаевской прозы – потрясающая узнаваемость правды быта, переходящая в поэтику, юмор и лиризм живых человеческих взаимоотношений и дающая серьезнейшие основания для размышлений о так недостающей всем деликатности в вопросах воспитания.
Пьеса и постановка
Народный артист России

Сценография
Заслуженный деятель искусств России

Художник по свету

Костюмы
Евгения Шульц

Помощники режиссера
Юлия Мартынова
Дина Реньго

Пресса о спектакле:

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «МК»
СЕЗОН 2012—2013 ГГ.
ПОД ЗАНАВЕС СЕЗОНА "Московский комсомолец" объявил ЛАУРЕАТОВ ТРАДИЦИОННОЙ ПРЕМИИ
Лучшая женская роль — Галина Борисова (бабушка, «Похороните меня за плинтусом»», Театр «У Никитских ворот»).
Тема:
Ваше имя:
Ваш Email:
Текст сообщения:*комментарии премодерируются
*Заполните все поля

Сообщение отправлено

Отзывы о спектакле
Оставить свой отзыв

05.12.2015

Елена

«Тот, кто ценит безопасность превыше счастья, по э

Во первых строках рискну не согласиться с постановщиком: книга – нехороша. Я читала ее, и много других книг – повесть Павла С. могла бы послужить исходным материалом для одного из патологических, но прекрасных произведений Кафки, но сама она не принадлежит литературе. Это поток сознания, цель которого – излить пережитое и освободиться от него полностью, выдавить из себя прошлое и жить дальше освобожденным. Я не очень представляла себе, как можно художественно осмыслить этот сюжет, поэтому экранизация прошла мимо меня (не смотрела).

Обстоятельства сложились так, что спектакль мне захотелось увидеть. Чоужтам, как говорится, скрывать – шла на состав. 5 декабря играли: Саша - Александр Чернявский, Бабушка - Галина Борисова, Дедушка - Александр Лукаш, Мама - Наталья Баронина, Толя - Валерий Толков, Леша - Юрий Шайхисламов.

И вот спектакль – получился лучше книги. Произошло то самое художественное переосмысление, которое, вероятно, сдвинуло ключевой посыл книги в сторону от кафкианского колорита. Выживание обреченных, невинно страдающих и отчаянно борющихся в компании «абсолютного зла» - безумия, носительницей которого была несчастная бабушка, уступило место общечеловеческой проблеме взросления, где самая трудная роль выпадает на долю среднего поколения. «Не страшно, что мы теперь взрослые – страшно, что взрослые теперь это мы». Бабушка предстает сумасбродной, но где-то забавной старушенцией, дедушка – усталым и в большей степени равнодушным спутником ее жизни. «Мальчик» очень правильно не старается изображать кроху – режиссер нашел верный ход и «договорился» со зрителем, что этот молодой человек пишет сценарий, во всей истории мы только его видим нынешним, остальных же – такими, какими он их помнит.

Маме и папе (мамин «хахаль» доказал, что достоин этого звания, поэтому можно звать его так) приходится труднее всех – им нужно завоевать свое место и в жизни, и во мнении зрительного зала. Потому что можно увидеть ситуацию и так: мать-кукушка вырывает ребенка, которого оставила ради устройства личной жизни, из привычной среды, осиротив этим свою эксцентричную, но обожающую внука мать. Тогда как на самом деле всё иначе: чтобы идти дальше и растить сына нормальным человеком, женщина должна прежде всего сама стать человеком, собой, самостоятельной личностью – способной и принимать решения, и нести груз ответственности за них. Найти и удержать того, кто будет ей в этом помогать – большая удача, и тут маме повезло с тем самым папой. Он нашел и удержал ее точно так же, как она его. Они погибали поодиночке, а вместе стали способны… на подвиг. Вызывающая, суетливая яркость маминого образа сменяется в итоге отчаянной смелостью и силой духа. А комически нелепый «пляжный абстракционист» уступает место зрелому, убедительному, сильному мужчине. Я не склонна видеть случайность в том, что в финале бабкиных проклятий за дверью их дома он уже не держит любимую за руку, чтобы удержать от шага назад, в то самое проклятое «вчера». Они уже в их общем – на всех троих – «завтра».

12.09.2018

Похороните меня за плинтусом

В этот раз поход в Театр У Никитских ворот на «Похороните меня за плинтусом» стал «спусковым крючком», и за эти выходные я прочитала книгу П.Санаева, побывала на спектакле и посмотрела фильм.
Должна сказать, что роман произвел на меня неизгладимое впечатление: это одна из лучших книг, что я читала за последнее время. И я просто не могу не сделать некоторое сравнение между книгой, фильмом и спектаклем.

Это произведение о любви - гипертрофированной, страшной, но любви. О любви бабушки к внуку и немного о любви матери героя к мужчине, которая и становится камнем преткновения.

Для меня идеальным было бы «смешение» книги, фильма и спектакля в одно. Книга передает картину наиболее полно, раскрывает перед нами чувства и мысли 8-милетнего Саши Савельева. В фильме много выдуманных сцен, о которых речь в книге не шла, и показан очень ограниченный кусок повествования, но угнетающая, нервная атмосфера книги передана идеально: такой бабушки, как в фильме, я бы действительно боялась до ужаса. В фильме всего три сцены, где бабушка проявляет человечность: похороны мышонка, рассказ о своей молодости и танцы под подаренный Саше на день рождения магнитофон.

Спектакль поставлен иначе. Уже выросший Саша (Александр Чернявский) пишет сценарий фильма о своем детстве, и вновь перевоплощается в маленького мальчика, причем это кажется совершенно естественным. Бабушка, сыгранная Галиной Борисовой, совсем не показалась мне пугающей. Она почти не кричит, часто ласкова с Сашей, целует его, и даже знаменитое «чтоб ты сдох, урод!» произносит, целуя внука. Тем не менее, очевидно, что это женщина со сломанной психикой, неизвестно, чего ждать от нее в следующий момент: поцелуя или истерики, и это страшно. Но женщина все равно вызывает сочувствие: нереализованные мечты, жизнь в ненавистном городе, война, потеря первенца, сумасшедший дом…. Можно ли ее винить, что она нашла в слабом, больном внуке отдушину? Где проходит грань между любовью и болезненной одержимостью?

Точно так же нельзя винить и ее мужа Сенечку (Александр Лукаш) за то, что он всеми силами старается уйти из дома: то на рыбалку, то в гости, то в Дом кино. У старика нет друзей, кроме алкоголика Леши (Юрий Шайхисламов), зрители его почти забыли, а жена пилит целыми днями. Но свою Нину Антоновну он все равно любит, «сросся» с ней за долгие годы, и не может ее бросить, пусть она и доводит его до мыслей о самоубийстве.

В такой нездоровой атмосфере и растет Саша: хилый, болезненный мальчик. По его собственным словам, редкие встречи с мамой (Наталья Денисова) – это «праздник», а бабушка – это «жизнь». Мама и бабушка делят ребенка, и никто не хочет уступить. Несмотря на то, что мама любит и понимает сына, нельзя отрицать, что должные заботу и лечение получает он у бабушки. Она знает внука не хуже любого врача и предугадывает все его болезни. А натирание яблок на терке каждый день? А выбирание из рыбы мельчайших костей? А поездки через весь город к редчайшим специалистам?

Оля, Сашина мама, променяла сына, по бабушкиным словам, на «карлика-кровопийцу», пьющего художника Толика (Денис Сарайкин) из Сочи. Толик, в начале спектакля несерьезный, ненадежный, злоупотребляющий водкой, к концу превращается в мудрого мужчину, который вполне готов морально жениться на Оле, усыновить Сашу и сглаживать семейные конфликты, о чем свидетельствует его письмо дедушке Саши.
Оля тоже «вырастает», становясь из легкомысленной, ветреной женщины настоящей матерью. Может быть, она не знает, на что у Саши аллергия или когда ему пить гомеопатию, но она обязательно узнает, и сделает для сына все.

В этой истории нет правых и виноватых. Самой проникновенная сцена спектакля – финальный монолог бабушки под Олиной дверью. В нем она полностью раскрывается. И каковы же ее финальные слова? «Будьте вы……» Прокляты? Или счастливы? О бабушке, сыгранной Галиной Борисовой, однозначно судить сложно.

Конечно, есть истории не менее страшные, а есть и гораздо страшнее. Но немногие решаются вынести их на свет как автобиографию, особенно когда речь идет об известных людях. Спасибо большое Павлу Санаеву, Марку Розовскому и всем артистам театра «У Никитских ворот» за то, что доносят до масс весь ужас семейных конфликтов и то, что страдают от них прежде всего дети.

В зале было много молодежи, и на многих сценах зал смеялся. Действительно, иногда было смешно, но это горький смех. Потому что таких отношений в семье быть не должно, это очень страшно и, надеюсь, все сидящие в зале это понимают.

21.11.2018

Татьяна

Спектакль рекомендуем!

Посмотрели вчера «Похороните меня за плинтусом». Шли с настороженностью, поскольку история непростая. Но режиссеру и актерам удалось сделать замечательный микс, «как в жизни», где трагическое соседствует со смешным, а грустные картинки бытия и быта перемежаются юмором. При этом логические связи повествования совершенно ясны и понятны.
Игра актеров хороша. Они проживают роли, проявляя для зрителя эволюцию своих героев. Бабушка (Галина Борисова), при том, что это главный «тиран», совершенно прекрасна. И очень достоверна в своей удушающей любви к внуку. Абсолютно аутентичный дедушка (Александр Лукаш), уходящий от проблем в себя, в газету, в кино… Саша (Станислав Федорчук), которого играет взрослый парень, сыгран довольно убедительно. Мама (Наталья Денисова), легкая, изящная, и вправду женщина – праздник. В начале спектакля это просто молодая особа, вырвавшаяся из-под гнета властной матери, а в конце мы видим взрослую женщину, готовую нести ответственность за свою семью. И Хахаль Толя (Денис Сарайкин) замечателен: веселый выпивоха, превратившийся в мужчину, на которого можно опереться в жизни.
Иными словами, рекомендую этот спектакль. Смотрите семьей, каждый найдет что-то для себя важное, что-то поймет… Как сказал мой муж: спектакль хоррроший!