Вход/Регистрация

03.06.2021

Интервью с Павлом Гельманом

Сегодня в нашем театре состоится премьера спектакля «Приключение Ивана Грозного», который поставил Алексей Мурадов по пьесе Павла Гельмана и Михаила Соколовского.

Представляем вашему вниманию интервью с одним из соавторов - Павлом Гельманом.


- Почему эта пьеса появилась именно сейчас? Вы считаете тему наболевшей?
- Эта пьеса написана в 2017 году. Мы живем в очень агрессивной информационной среде. Эта агрессия ощущается и в соцсетях, и в СМИ. Есть слова, которые потенциально несут в себе возможность насилия, могут порождать насилие. И мне кажется, что это должны ощущать в первую очередь те, кто пишут профессионально для большой аудитории – то есть, мы, сценаристы.  Об этом мы и написали нашу пьесу – о том, что наши слова, наши сюжеты и образы совсем не безобидны, и мы должны эту ответственность как-то ощущать и работать, исходя из нее. 

- Почему из всех возможных исторических персонажей Вы выбрали именно Ивана Грозного?
- Потому что – далеко. Для дистанции, с которой больше и лучше видно. Могли бы взять и Сталина, но он -совсем близко, еще живы люди, который застали его правление. А мы хотели написать – именно сказку, притчу, и сказочный Иван Грозный этой цели наиболее соответствовал.

- С каким чувством Вы отдавали пьесу для постановки на сцене театра «У Никитских ворот»?
- Жизнь иногда работает циклами. Когда то, в середине 80 х, мне было 15 лет, и я пришел к Марку Розовскому сюда недалеко в Дом Медиков, и стал его студийцем. И провел под руководством Марка два прекрасных года своей жизни. 
И вот теперь - вернулся к нему, в каком-то смысле как к себе домой – вернулся уже как автор его театра.

- Легче ли писать пьесу, в которой малое количество персонажей, по сравнению с масштабными проектами?
- Когда пишешь такую пьесу, то ты – как древний мастер, у которого всего один-два инструмента. В пьесе все содержание дается через диалог и характеры, а в сценарии гораздо больше возможностей. Надо немного… переучиваться.  Впрочем, по спектаклю видно, что сам Алексей Мурадов – кинорежиссер с огромным опытом, и использует чисто киношные приемы для сцены. Это и интересно.

- Вас связывают годы сотворчества с Михаилом Соколовским. Как вам работается вместе?
- Наше сотрудничество с Мишей началось именно с этой пьесы. Я хотел сначала придумать спектакль, основанный на забавных случаях из жизни сценаристов. Сценаристы, и Миша тоже, стали присылать свои байки. Но потом я предложил Мише вдвоем написать уже не документальную, а именно выдуманную пьесу о том, что и его, и меня волновало в нашей профессии.  После этой пьесы Миша помог мне написать сценарий для сериала «Этюды о свободе», который снял Мирзоев.  Я не знаю, как работают другие соавторы, но я люблю придумывать, разговаривая и как бы все время импровизируя. Миша этот процесс подхватил, и мы вполне научились друг друга слышать и понимать.