Вход/Регистрация

марк розовский

народный артист россии

МАРК ГРИГОРЬЕВИЧ РОЗОВСКИЙ – театральный режиссёр, драматург, сценарист, прозаик, поэт, основатель и художественный руководитель Московского театра «У Никитских ворот». Народный артист Российской Федерации.

Марк Розовский родился 3 апреля 1937 года в г. Петропавловск-Камчатский. Когда мальчику было шесть месяцев, его отец был арестован и 18 лет провёл в лагерях. В 1938 году бабушка перевезла Марка в Москву. В 1944 году он поступил в московскую школу № 170, в которой в разное время учились драматург Э. Радзинский, актёры В. Ливанов и А. Миронов, дирижёр Е. Светланов, а также Б. Мессерер, А. Свободин, Е. Боннэр, Л. Петрушевская и др.

В 1955 году Марк Розовский поступил на факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который окончил в 1960 году. В 1964 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров.

Ещё будучи студентом, в 1958 году совместно с И. Рутбергом и А. Аксельродом Розовский создал эстрадную студию МГУ «Наш дом» и с 1958 по 1969 год был её художественным руководителем. Актёрами были Семён Фарада, Александр Филиппенко, Михаил Филиппов, Геннадий Хазанов, писательница Людмила Петрушевская, журналисты Алексей Симонов и Анатолий Макаров и др. Музыку к спектаклям писал Максим Дунаевский, а оформлял их Михаил Ушац. Авторами студии были Григорий Горин, Аркадий Арканов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт, Виктор Славкин. Эта студия стала настоящей революцией на театральной сцене. Унылому официальному искусству «Наш дом» противопоставил молодой азарт и неудержимое стремление к свободе самовыражения. Была оттепель, появилась возможность во весь голос говорить о наболевшем: о наследии сталинщины, бюрократизме и обывательской узколобости. И студийцы сказали свое слово. На их спектакли в Дом культуры гуманитарных факультетов МГУ на улице Герцена рвалась вся Москва. Ими восхищались Аркадий Райкин, Леонид Утёсов, Михаил Светлов, Зиновий Гердт, Ираклий Андронников, Юрий Любимов — весь цвет российской культуры. Спектакли «Нашего дома» были насыщенны невероятными режиссёрскими идеями.

За годы работы в студии Розовским были поставлены новаторские эстрадные представления: «Мы строим наш дом» (1959), «Прислушайтесь - время!» (1962), «Наш дом – ваш дом» (1963), «Старьё берём и показываем» (1965), «Вечер русской сатиры» (1966). Широкую известность получила постановка Розовского своей пьесы «Целый вечер, как проклятые» (1964) – первый опыт в стиле театра абсурда, отмеченный премией на I Всесоюзном фестивале студенческих театров эстрадных миниатюр в Москве (1966) и «Золотой маской» на фестивале в Варшаве (Польша), - а также театрализованное представление «Сказание про царя Макса-Емельяна» (1968).

После закрытия властями эстрадной студии «Наш дом» в 1970-е годы Марк Розовский работал на радио, в отделе сатиры и юмора журнала «Юность», «Литературной газете». В1971-1974 гг. он – научный сотрудник Государственного Литературного музея, где работал как режиссёр театра.

В 1974-1975 гг. Марк Розовский – главный режиссёр Московского «Мюзик-Холла» Государственного концертно-гастрольного объединения РСФСР «Росконцерт».

В 1970-е годы Розовский как режиссёр-постановщик активно работал в различных жанрах.

Его спектакли можно было увидеть на эстраде. Он был режиссером эстрадного театра «Фитиль» при Москонцерте, куда вошла группа участников «Нашего дома». В Ростовском мюзик-холле поставил эстрадную программу «Ростовское небо» (1971). Его режиссура была отмечена на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1971 г. В эти же годы Розовский работал с А. И. Райкиным над программой «Избранное». В Московском театре миниатюр Розовский поставил эстрадное представление с известными исполнителями Виктором Ильченко и Романом Карцевым «Добрый вечер, Варшава!» (1974). Марк Розовский активно сотрудничал с вокально-инструментальными ансамблями: с азербайджанским квартетом «Гайя» поставил шоу-программу, в которую были включены арии из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» (1972), и эстрадное представление «Огни большого города» (1974), с Ленинградским ВИА «Поющие гитары» осуществил постановку первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика» (1975) А. Журбина, которая исполнялась около двух тысяч раз.

Кроме того, в 1970-е годы спектакли в постановке М. Розовского на сценах драматических театров страны стали настоящими театральными событиями: в г. Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) в Большом Драматическом театре имени М. Горького (ныне – им. Г. А. Товстоногова) – «Бедная Лиза» (1973) и «История лошади» (1975, совместно с Г. А. Товстоноговым), в Рижском Театре русской драмы - «Убивец» (1978), «История лошади» (1979), «Бедная Лиза» (1980).

В творческом активе Марка Розовского много спектаклей, поставленных по его пьесам на театральных сценах нашей страны, в том числе в Москве – в Московском театре юного зрителя, Театре имени В. Маяковского, Театре эстрады; в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) – в Театре им. Ленсовета, Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский), Академическом театре им. А. С. Пушкина (Александринский).

С 1978 по 1982 год Марк Розовский работал режиссёром самодеятельного театрального коллектива в Центральном Доме культуры медицинских работников. В 1982 году он организовал здесь новый любительский коллектив - театр-студию «У Никитских ворот», которому в будущем суждено было стать главным театром Марка Розовского. Дата премьеры первого спектакля этой студии «Доктор Чехов» - 27 марта 1983 года – стала датой рождения Московского театра «У Никитских ворот». В 1987 году в соответствии с решением исполкома Моссовета любительский театр-студия «У Никитских ворот» был переведен на полный хозрасчёт без государственной дотации. В 1988 году студия Розовского получила собственное здание на Никитском бульваре. В 1991 году театр-студия «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского получил статус государственного театра. В 1999 году театру было передано здание Кинотеатра повторного фильма, который после длительной реконструкции открыл свои двери для зрителя только в 2012 году, получив название «Новая сцена» театра. С 2011 года официальное наименование театра - Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «У Никитских ворот».

С первых дней существования для Марка Розовского это был авторский театр. Помимо классических форм спектаклей (драма, комедия, трагедия) в репертуаре широко представлены жанровые: театральные композиции, философские притчи, трагифарс, музыкальные шоу, литературно-музыкальные представления и др. За более чем тридцатипятилетний период на сцене Московского театра «У Никитских ворот» было поставлено свыше 170 театральных постановок, из них около 100 - это режиссерские работы Марка Розовского.

Кроме того, он является драматургом (автором пьес и инсценировок) большинства своих спектаклей, а также автором либретто и музыки к музыкальным постановкам. Зрителям хорошо известны спектакли, поставленные по пьесам Розовского: «Красный уголок» (1983), «Концерт Высоцкого в НИИ» (1987), театральная фантазия памяти режиссера В. Мейерхольда «Триумфальная площадь» (1991), театрализованное песенное шоу во дворе театра, удостоенное Премии Правительства Москвы в 1998 г., «Песни нашего двора» (1996), «Черный квадрат» (2001) - лауреат Московского международного фестиваля моноспектаклей в 2002 г.; «Поющий Михоэлс» (2004) - гран-при Международного фестиваля моноспектаклей «Вiдлуння» в 2004 г., лауреат фестиваля моноспектаклей «Zvaigzne» в 2009 г, «ОХ!» (2010) – лауреат II международного театрального фестиваля «Мистерия-буфф» в 2010 г., фестиваля «На родине А. П.Чехова» в 2012 г., а также документальные драмы - «Харбин-34» (2014), «Человек-волк» (2016), «Папа, мама, я и Сталин» (2017) - лауреат I Международного театрального фестиваля имени В. С. Розова в 2018 г., IV Международного театрального фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы» в 2018 г. и др.

Как режиссер–постановщик Розовский, по сути, является первооткрывателем и первопроходцем. Для своих постановок он часто выбирает наиболее интересное и одновременно сложное по сценической драматургии классическое произведение. Задача Розовского-драматурга и режиссера - построить свой замысел спектакля, довести до зрителя своё истолкование классического произведения, приобщить его к высоким художественным ценностям. Розовский - режиссёр большого количества спектаклей театра, поставленных им по произведениям великих классиков отечественной литературы, в числе которых:

- Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (1983) – премия «Первый на Фринже» Международного Эдинбургского театрального фестиваля «FRINGE”» в 1989 г.; премия Международного фестиваля молодых театров в Румынии в 1995 г., участник театрального фестиваля «Авиньон-97», премия ХIV фестиваля европейских театров в 1998 г., приз IV Международного театрального фестиваля «Крымский ковчег» в 2007 г., лауреат Международного театрального фестиваля мюзиклов (DIMF-2009) в г. Тэгу (Южная Корея);

- А. П. Чехов - «Доктор Чехов» (1983), «Дядя Ваня» (1993) – спектакль, получивший театральную премию Москвы«Хрустальная Турандот»в номинации «Лучшая режиссёрская работа» в 1993 г., лауреат Х Международного театрального фестиваля «Русская классика. Лобня-2005», «Вишневый сад» (2001), «Два Чехова» (2004) – лауреат Международного театрального фестиваля «Русская классика. Лобня-2006»;

- Л. Н. Толстой - «История лошади» (1986, новая постановка - 2012) - премия «Четыре звезды» Международного Эдинбургского театрального фестиваля в 1998 г., приз и гран-при VI Международного фестивале мюзиклов в номинации «Лучшая мужская роль» в г. Тэгу (Южная Корея) в 2012 г., «Золотой диплом» ХII Международного театрального форума «Золотой витязь» в 2014 г., лауреат Х фестиваля «Актёры России – Михаилу Щепкину» в 2016 г., «Живой труп» (2006);

- А. И. Куприн «Гамбринус» (1988) – победитель Х Международного фестиваля мюзиклов (DIMF) в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая мужская роль» в г. Тэгу (Южная Корея) в 2016 г.;

- Н. В. Гоголь «Мёртвые души» (1990), «Как поссорился И.И. с И.Н.» (2009) - лауреат Московского телевизионно-театрального смотра «Гоголь сегодня» в 2009 г., ХIХ Международного фестиваля «Славянские театральные встречи» в 2011 г., «Го-го-гоголь. Новый ревизор» (2016);

- И. А. Гончаров «Романсы с Обломовым» (1992);

- Ф. М. Достоевский «Убивец» (1993), «Крокодильня» (2004);

- В.В. Набоков - «Два Набокова» (1994) – победитель Московского театрального фестиваля, посвящённого 100-летию В. Набокова в номинации «Лучшая женская роль» в 1999 г., «Анна Каренина. Lecture» (2015) по лекции В. В. Набокова о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»;

- А. С. Пушкин – «Пир во время чумы» (1999) – лауреат VI театрального фестиваля «Русская классика. Пушкин. Тургенев» в 1999 г., «Моцарт и Сальери» (2012), «Капитанская дочка» (2018), «Лента поэзии. Пушкин» (2019);

- И. А. Бунин - «Дело корнета Елагина» (2012) – победитель I Всероссийского театрального фестиваля «Русская классика. Страницы прозы» в номинации «Лучшая женская роль» в 2014 г.;

- А. С. Грибоедов «Горе без ума» (2017)

- Ф. М. Достоевский «Убивец» (2019) и др.

В Театре «У Никитских ворот» М. Г. Розовским созданы спектакли и по произведениям советских и российских писателей и поэтов, многие из которых стали классиками отечественной литературы:

- В. С. Высоцкий - «Роман о девочках» (1989);

- С. И. Кирсанов - «Сказание про царя Макса–Емельяна» (2008);

- И. А. Бродский – «Мрамор. Представление» (2009);

- Л. Е. Улицкая «Незабудки» (2009);

- Б. Ш. Окуджава - «Будь здоров, школяр!» (2010) - лауреат II международного фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы»;

- В. Г. Сорокин - «Метель» (2011);

- П. В. Санаев - «Похороните меня за плинтусом» (2014);

- В. М. Шукшин - «… и цирк!» (2017)

- Цикл литературно-поэтических вечеров «Лента поэзии» (с 2019 г. и по н.в.) и др.

Большое внимание в Театре «У Никитских ворот» Розовский уделяет и постановкам спектаклей по произведениям зарубежной классики. В театре с большим успехом шли и идут спектакли по пьесам У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1996, новая постановка - 2018) и «Гамлет» (2013); восточная сказка по трагедии Д. Байрона «Сарданапал» (2003); драма А. Стриндберга «Пеликан» (2006), спектакль «Мирандолина» по комедии К. Гольдони «Трактирщица» (2011) – лауреат ХVI Международного театрального фестиваля «Белая Вежа» в 2011 г., пьесы Т. Уильямса «Трамвай «Желание» (2014) и «Стеклянный зверинец» (2019), «Пляшущие человечки» (2019) по рассказу А. Конан Дойля, «Амадей» П. Шеффера (2020)и др.

Будучи от природы музыкально одарённой личностью, Марк Розовский создал абсолютно новые формы инсценировки мировой классики, талантливо превратив в мюзиклы «Бедную Лизу» Н. М. Карамзина, «Холстомера» Л. Н. Толстого, «Гамбринус» А. И. Куприна, «Обломова» И.А. Гончарова, «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, «Парфюмера» П. Зюскинда, «Милого друга» Ги де Мопассана, «Пляшущих человечков» А. Конан Дойла и др.

Марк Розовский - единственный советский и российский драматург и композитор, чей мюзикл «Strider» («История лошади») исполнялся на Бродвее - на сцене театра Хелен Хейс (сезон 1979-1980) - и получил прекрасные оценки в рецензиях знаменитой газеты «Нью-Йорк Таймc» и других американских изданий. Эта пьеса с успехом обошла многие сцены мира, была поставлена в Национальном Театре Лондона (Англия), Статстеатре Стокгольма (Швеция), Королевском театре Копенгагена (Дания), в Японии, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Испании, Бельгии, Голландии, Австрии. Интерес за рубежом вызывали и другие пьесы Розовского. Так, пьеса «Кафка. Отец и сын» по произведениям Франца Кафки с успехом дважды была поставлена в театре «Ла Мама» в Нью-Йорке (США), «Красный уголок»- в Бонне и Дюссельдорфе (Германия).

Марк Розовский - единственный в России режиссер-постановщик мюзиклов, трижды (2009, 2012, 2016) получивший призы престижного Международного фестиваля мюзиклов, проходящего ежегодно в г. Тэгу в Южной Корее за постановку российских мюзиклов - «Бедная Лиза», «История лошади», «Гамбринус», с неизменным успехом идущих многие годы в Московском театре «У Никитских ворот». Награды, полученные Розовским в Тэгу, высоко ценятся в мире мюзиклов и приравниваются к музыкальному «Оскару».

Несмотря на интенсивную творческую работу в Театре «У Никитских ворот» (1980 - 2020) Марк Розовский продолжал плодотворно сотрудничать с театрами нашей страны и за рубежом. За эти годы им осуществлены постановки спектаклей:

- «Кафка. Отец и сын» (1981), «Амадей» (1983), который с неизменным успехом шёл почти тридцать лет, «Урок английского. Мать обвиняет» (1984) в МХАТе им. М. Горького;

- театрализованные песенные шоу узбекского вокально-инструментального ансамбля «Ялла» (1984) ;

- «Птичий полёт» (1990) и «Моя Одесса» (1994) в Московском театре миниатюр;

- «Брехтиана» (1995) в МХТ имени А.П. Чехова;

- «Глупов-шоу» (1997) в Центральном театре кукол С. В.Образцова.

- «Энтин-шоу, или ничего на свете лучше нету» (2001) и «Бедная Лиза» (2018) в Санкт-Петербургском театре юного зрителя имени А. А. Брянцева;

- «Крокодильня» (2006) в Vana Baskini tiater в г. Таллин (Эстония),

- «О, Милый друг!..» (2006) в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии;

- «Звуки мюзикла» (2010) и «Шерлок Холмс и пляшущие человечки» (2017) в Ростовском государственном музыкальном театре;

- «Похороните меня за плинтусом» (2014) во Владикавказском Русском академическом театре им. Евгения Вахтангова;

- «Дядя Ваня» (2016) в Белгородском Государственном академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина.

-«Пляшущие человечки» (2019) в Ростовском Музыкальном театре (2018 г.)

Как режиссёр-постановщик работал М. Розовский и за рубежом: в Театре Польском в г. Вроцлав (Польша) – спектакль «История лошади», в Высшей театральной школе г. Тель-Авива (Израиль) – спектакль «Шутки Чехова»; в «Театре Ю» г. Сеула (Южная Корея) – спектакль «История лошади», Русско-американском музыкальном театре «Блуждающие звёзды» в г. Нью-Йорк (США) и др.

Помимо театральных пьес с 1960-х годов Марк Розовский писал сценарии для кино. Восемь из них стали кинофильмами: «Семь нот в тишине» (1967), «Малиновая вода» (1971), «Синиезайцы» (1972), «Приключения в городе, которого нет» (1974), «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1978), «Страсти по Владимиру» (1990), в котором выступил и как режиссёр, «Человек» (2012). Самым популярным среди кинофильмов по сценарию М. Розовского стала музыкальная картина «Д' Артаньян и три мушкетера» (1978).

В творческом багаже Розовского и работа на радио и телевидении. Им поставлено четыре радиоспектакля: «Чебурашка» (1975), «Романсы с Обломовым» (1995), «Бедная Лиза» (1996), «Сказание про царя «Макса-Емельяна» (2012). На телевидении Розовский также поставил четыре спектакля: «Кто есть кто?» (1977), «Мораль пани Дульской» (1978), «Кафедра» (1982), «Золотая рыбка» (1985), в котором выступил и как автор сценария.

По своей первой специальности – журналист – Марк Розовский начал трудиться еще в конце 1950-х годах. В 1979-1980 годах он участвовал в самиздатовском альманахе «Метрополь». Им опубликованы сотни статей в периодической печати и литературно-художественных журналах.

Розовский – автор многих прозаических и поэтических книг, в том числе о театре: «Режиссер зрелища» (1973),«Самоотдача» (1976),«Превращение» (1983),«Театр из ничего» (1989), «Чтение «Дяди Вани» (1996), «К Чехову» (2003), «Дело о конокрадстве» (2006), «Изобретение театра» (2010), «Поймали птичку голосисту...» (2014), «Ставлю «Гамлета» (2015). По автобиографической документальной книге «Папа, мама, я и Сталин» (2013) Розовский написал одноимённую пьесу, которую поставил на сцене Театра «У Никитских ворот» в 2017 году. Увидели свет и поэтические сборники М. Розовского: «Яблокони» (2012), «Альбом Дон Жуана» (2015), «Кошерная тетрадь» (2018), готовится к публикации трехтомный сборник пьес.

Марк Розовский преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров, актёрское мастерство и режиссуру в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), в Российском институте театрального искусства (ГИТИС), в Высшей школе кино и телевидения «Останкино», более 10 лет руководил курсом актёрского мастерства в Институте русского театра.

М. Г. Розовский является членом Союза театральных деятелей Российской Федерации, секретарём Союза писателей Москвы, членом редакционного совета журнала «Театральная жизнь», действительным членом (академиком) Независимой академии эстетики и свободных искусств по отделению художественного творчества, состоит в российском Пен-клубе.

С 2000 по 2002 год был членом Комиссии по помилованию при Президенте Российской Федерации, в 2007-2008 гг. - членом Высшего Совета политической партии «Гражданская сила», состоит в Общественном совете Московского бюро по правам человека.

Марк Григорьевич Розовский – заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), народный артист Российской Федерации (2004). Его именем названа звезда в созвездии Овен. Имеет награды:

- Орден Почёта – за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства (1998),

- Благодарность Президента Российской Федерации - за активное участие в работе Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации (2002);

- Почётный диплом Союза журналистов России (2002);

- Благодарность Министра культуры Российской Федерации (2002);

- Чеховская медаль (2005);

- Орден Ломоносова - за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства (2007);

- Звезда миротворца Российской Академии наук (2007);

- Почётный знак «Честь. Достоинство. Профессионализм» Союза журналистов России (2007);

- Памятная медаль МХТ имени А. П. Чехова в честь 150-летия со дня рождения А. П. Чехова (2010);

- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени – за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю творческую деятельность (2012);

Кроме этого, Марк Розовский является лауреатом:

- премии «Золотой телёнок» «Литературной газеты» («Клуба 12 стульев») (дважды – 1974,1996);

- премии «Хрустальная Турандот» (1993) - за постановку спектакля «Дядя Ваня» А. П. Чехова в Театре «У Никитских ворот»;

- премии Правительства Москвы в области литературы и искусства (1998) - за постановку спектакля «Песни нашего двора» в Театре «У Никитских ворот»;

- премии Союза писателей Москвы «Венец» (2001);

- Национальной премии общественного признания достижений граждан РФ «Россиянин года» (дважды – 2006, 2013);

- премии Федерации еврейских общин России «Человек года» (2006);

- Общественной премии «Меценат и Благотворитель-2008» в номинации «Миротворец-2008».