Вход/Регистрация

Сми о нас

01.05.2019

Райна. Театральный сюжет


Райна. Театральный сюжет

Выпуск №5-215/2019, Вспоминая


В 1935 году Эльвира Ансовна Кронбергс играла роль болгарской девушки Райны Петковой в спектакле «Шоколадный солдатик» Б. Шоу, который шел на сцене Чебоксарского русского драматического театра. Актриса ждала ребенка и однажды сказала мужу Борису Индриковичу Праудину- актеру, режиссеру, педагогу, в то время директору Чувашского театрального училища, а в будущем создателю Рижского ТЮЗа, главному режиссеру Рижской оперетты: «Борис, если родится мальчик, ты сам выберешь имя. Если девочка, я назову ее Райной». Так начинался сюжет жизни Райны Борисовны Праудиной - одной из крупнейших актрис современности, народной артистки Латвии, заслуженной артистки России.

С самых первых дней театр был ее повседневной средой, да и на сцену она, получается, выходила еще до официального появления на свет. Дочь выдающихся родителей, которые по очень точному замечанию Аркадия Каца, в трудных советских реалиях сумели сохранить достояние театра, выбрала тот же путь. Она решила поступать на актерский, чем привела в ужас свою маму. Та хотела, чтобы ее девочка получила нормальную профессию. Райна Борисовна со смехом рассказывала, на какие ухищрения шла Эльвира Ансовна, чтобы остановить дочь. Сказывалась больной, намекая, что ее нельзя оставлять в таком состоянии. Говорила о «неактерской» внешности (маленькая, щуплая, с лицом явно не героини), о нулевых шансах на поступление. Мудрый Борис Индрикович с женой не спорил, но свое отношение высказал так: «Вот и пусть съездит. Провалится на экзаменах и вернется домой».


Райна поехала в Ленинград, в знаменитый ЛГИТМиК. Когда предстала перед строгим взором приемной комиссии, кто-то изумленно сказал: «А вот и наш Боря пришел...». Борис Индрикович, человек в театральном мире очень известный, тоже прошел ленинградскую театральную школу, только в годы его юности этот институт назывался Техникумом сценических искусств. Райна Борисовна была очень похожа на отца, хотя совсем не это обстоятельство повлияло на успешное поступление на актерский факультет, на курс Л.Ф. Макарьева.


ЛГИТМиК Праудина окончила в 1959-м. Ее приглашали в один из крупнейших ленинградских театров, а она уехала в Ижевск, поступила в труппу Русского драматического театра Удмуртской АССР. Через три года в сюжете ее жизни начался латвийский период - мощный, насыщенный, плодотворный. В Рижском театре русской драмы, куда она приехала вместе с мужем режиссером Аркадием Кацем, с полной силой проявился ее дар лицедейства, умение органично существовать в самых разных сценических образах, подчас абсолютно противоположных. Начав с роли Маруси Лебедевой в спектакле Леонида Белявского «Разорванный рубль» по мотивам одноименной повестиС. Антонова, Райна Праудина от роли к роли завоевывала любовь зрителей. Шли «на Праудину», спектакли смотрели не по одному разу, на премьеры в Ригу приезжали московские критики. Когда в 1973 году она получила звание народной артистки Латвийской СССР, ей исполнилось всего тридцать восемь.


Актриса много работала, затрачивалась, поэтому каждый спектакль с ее участием становился событием. Похожая на отца внешне, по внутреннему складу Райна Борисовна напоминала мать. Аркадий Фридрихович Кац вспоминал репетиции «Вишневого сада»: «Я всегда просил ее играть в Раневской маму - это ведь только Эльвира Ансовна умела начинать смеяться, когда в глазах еще стояли слезы от обиды. А в последнем акте она играла в мамином старинном черном платье. И финал тоже был решен как воспоминание о маме.


Шла генеральная репетиция. Раневская-Праудина сидела, втиснувшись в маленькую детскую парту. За кулисами играл еврейский оркестр, пришедший проводить ее. Уже не надо было скрывать слез, и она плакала, как плачут в детстве, от обиды, беспомощности. Голос брата: «Люба!» Она должна была медленно, тяжело уходить вглубь, пока не исчезала в темноте.


И вдруг Праудина пошла вдоль авансцены. Дойдя до висящих на переднем плане качелей, вдруг - немыслимое! - остановила репетицию и бросила в зал: «А вот моя мама сыграла бы так!». И, схватив качели, кинулась в глубь сцены, а затем, плача и смеясь, как в детстве, подняла их высоко над головой и резко толкнула. Качели стремительно полетели вперед, зависая над первыми рядами зала, и так же стремительно назад, в объятия Раневской. И она, смеясь, с непросохшими еще от слез глазами, вновь бросает их вперед, и, закрыв лицо руками, почти бегом покидает сцену».


Райна Борисовна Праудина сыграла за свою долгую и прекрасную жизнь более 200 ролей. Но поскольку она из тех творцов, которые оценивают свои работы только по высшему счету, из этой богатейшей россыпи сама выбирала лишь несколько. Не больше десятка. Это Раневская в «Вишневом саде» А.П. Чехова, Жанна д'Арк в одноименном спектакле по пьесе А. Упита, Настя в «На дне» и Богаевская в «Варварах» М. Горького, Пиндачиха в «Днях портных в Силмачах» Р. Блауманиса, Груше в «Кавказском меловом круге» Б. Брехта, Нехама из «Заката» И. Бабеля...


После крушения Советского Союза Праудина и Кац перебрались в Москву и пришли в 1990 году в Вахтанговский театр, а в 2003-м в Театр «У Никитских ворот», и к этому списку прибавились Акулина Красавина из «Женитьбы Бальзаминова» А.Н. Островского, Софья Петровна из одноименной постановки по мотивам повести Л. Чуковской, бабушка Ольга из спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе. Но ведь еще была поражающая жизнелюбием Эсфирь в «Незабудках» по пьесе Л. Улицкой «Мой внук Вениамин» в постановке Марка Розовского, блистательная Мерчуткина в «Юбилее» А.П. Чехова в Театральной лаборатории под руководством Аркадия Каца при Центральном Доме актера имени А.Я. Яблочкиной. И залы всегда были полны, и зритель шел на Праудину.


В финале спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» героиня Райны Праудиной обращается к Деве Марии. Сказанная своими словами, эта молитва создавала оберегающее поле для внука Зурико, сварливых, но очень добрых стариков Иллариона и Илико. В последнее время на Райну Борисовну обрушились болезни, но она держалась стойко, на вопрос о самочувствии отвечала сдержанно: «Ничего». Однажды призналась, что в самые тяжелые моменты мысленно читает ту самую молитву из спектакля, и ей кажется, что она дает силы.


В прошлом году 21 декабря актриса снова играла свою Ольгу. Оказалось, в последний раз. На этом завершился театральный сюжет жизни Райны Борисовны Праудиной. Ее не стало 2 января. Глубину потери всем нам еще предстоит осознать.


Глебова Елена