Сми о нас
08.11.2019
"Когда запел Пугачёв. «Капитанская дочка» в театре «У Никитских ворот»"
Публика, как известно, у нас знающая и склонная к юмору даже тогда, когда юмор неуместен. Почему об этом говорю? Потому что слышала, как у входа в театр многие молодые (а их было большинство) ехидничали: «Раз спектакль музыкальный, значит, и Емельян Пугачёв будет в нём петь. Вот это да!..». Ехидство ехидством, но Пугачёв не просто пел в спектакле, он очень здорово пел (Александр Масалов) и убедительно вошёл в яркий актерский ансамбль, безоговорочно верный Александру Сергеевичу Пушкину. А те, кто поначалу не очень-то верил, что «Капитанскую дочку» можно представить на сцене в эффектном, безумно популярном и столь же безумно сложном и трудном жанре мюзикла, ждала неожиданность: вот получилось у Марка Розовского и его команды, и большое спасибо за зрелищный театральный праздник!
Конечно, мюзикл – дело непростое. Нужны особенные актеры — поющие, танцующие, владеющие драматическим мастерством. Таких — целая труппа. Появились на сцене и талантливые дебютанты – Мирослава Михайлова (Маша Миронова) и Максим Якимов (Историк). А автор прекрасной музыки композитор Максим Дунаевский! О его щедрой, мелодичной и эмоциональной музыке хоть отдельную статью пиши – так она интересна, полна фантазии, точной выразительности, соответствующей великому литературному материалу. 32 музыкальных номера, где каждый из персонажей и каждый участник хора и танцев имеет объёмную и точную характеристику. А строится всё задуманное серьёзно. В связи с этим приведу слова автора либретто, стихов и постановки Марка Розовского: «Любимые книги надо читать по пятьдесят раз. Зачем? Чтобы и в наши времена, когда кровь, насилие, рабство, холуйство и прочее зло по-прежнему противостоят Любви и Добру, научиться по-пушкински беречь честь смолоду!».
Именно хором о чести смолоду и открывается спектакль, потом этот хор возникнет снова и очень уместно — в разных вариантах пройдет через всё действо. Когда кто-то ближе к финалу запел вместе с участниками спектакля, признаюсь, я тоже начала тихо-тихо подпевать — ну, «заводило» по-хорошему всё, что происходило на сцене. Сейчас классика мюзикла «разбогатела» за счет нового инструментария, кинематографа, компьютерной техники. Но самое главное в лучших мюзиклах непререкаемо осталось. А именно: непрерывность сюжетного действия, где танец сменяется драматическим действием, хорами, диалогами, а сольное пение сменяют танцы… Действие «Капитанской дочки» строго по Пушкину развивается темпераментно и щедро хореографически – танцев много, порой даже слишком много, но они захватывают зрительское внимание, мысли и чувства (балетмейстер Антон Николаев); сценографически (Станислав Морозов) умно, фантазийно, с убедительными красками и видеорядом (Сергей Новожилов), со смелым эмоциональным светом (Ирина Вторникова), с интереснейшими костюмами – одновременно и историческими, и в лаконичном, остром, современном решении.
Очень зримо создателям спектакля удалось передать Его Величество Время с его историческими проблемами — пугачёвским бунтом, придворной красотой «золотой» сцены у императрицы (Наталья Корецкая)… Выразительны массовые сцены, в которых занята собственно вся труппа. Интересны солисты хора и танцев — всех не перечислишь, поверьте, все хороши!
Нет надобности напоминать сюжет пушкинского шедевра, его все знают. Скажу о главных героях. Очаровательный Петя Гринёв. Играющий его Игорь Скрипко — настоящий мастер жанра, несмотря на молодость. Я запомнила его ещё в мюзикле «Милый друг» по Мопассану, где он играл Жоржа Дюруа… Петя особенно удачен в этой премьере в лирических сценах с Машей (Николина Калиберда). Он нежен, трогателен, но с упрямством и обостренным чувством справедливости, вспыхивающим, когда рядом совершается что-то «не то»: например, поединок со Швабриным (хорошая работа Станислава Федорчука). Дуэты о любви с Машей – простые, глубокие, очень искренние и красивые. Дебютант Максим Якимов в хорошо задуманной авторами спектакля ролью Историка, вызывает искренние симпатии, да и танцует неплохо. Чета Мироновых — очень «пушкинская» (Ольга Лебедева и Денис Сарайкин). Екатерина II – блистательная Наталья Корецкая, слышать и видеть её – огромная радость. Маша – солнечный стебелёк, хрупкая тростинка с сильным характером. Ну, а Пугачёв — разный, мощный, тиран и справедливец… Масалову, мне кажется, было труднее всех входить в такой сложный характер, да ещё при этом хорошо и много петь. Прекрасно справился!
Но я не назвала ещё одного персонажа, в которого просто влюбилась. Знаю этого актера давно и, оценивая каждую его новую работу, не перестаю поражаться его таланту преображения и убедительности. Это — Юрий Голубцов. Здесь он играет дядьку Гринева, Савельича. При всём том, что весь актёрский ансамбль играет здорово, самая главная актёрская удача – это Савельич. Но это моё сугубо личное мнение.
И опять о музыке. Не ждала ничего подобного. Тут какое-то совершенно уникальное видение современного мелоса (в музыке: напев, мелодия. — Ред.) и традиций русского фольклора. Все номера – один другого лучше. У Пугачёва — «Я не зверь, хоть лик мой звериный», «Молчать, сообщники», цыганская. У Гринёва — «Ищу я смерть в осьмнадцать лет», «Первая любовь». У Маши — «Покоримся воле Божьей», моление на свече. И грандиозные хоры — «Разбой», «А вот наш русский бунт», «За Родину готовы погибать», «Поющие виселицы», «Сколь веревочке не виться…». И красивейшие, полные романтики, любовные дуэты Гринёва с Машей о первом настоящем чувстве, в том числе и тот, который завершает спектакль.
«Капитанская дочка» — безусловная удача театра «У Никитских ворот». Только (пусть простится мне маленькая ложка дёгтя) многовато танцев: они яркие, смелые, но временами тормозят действие. Впрочем, смотрятся они хорошо, мелкий же «тормоз» вполне можно и не заметить, а если заметить, то простить.
Наталья Лагина