Сми о нас
03.04.2019
Марк Розовский: Театр психологически невозможен в огромном зале. Когда сидишь дальше 10 ряда, тебе показывают истории из жизни муравьев
Мария Карпова: Марк Розовский – известный театральный режиссер, поэт, композитор, художественный руководитель Театра «У Никитских ворот», сегодня, в свой день рождения, пришел к нам в студию. Марк Григорьевич, очень рады Вас видеть у нас в студии, с днем рождения Вас, конечно, поздравляем!
Максим Митченков: Поздравляем!
Марк Розовский: Спасибо!
Мария Карпова: У нас вот тут по центру, как нам кажется, очень важная для Вас фотография – это студия «Наш дом».
Марк Розовский: Ну, не вся.
Мария Карпова: Не вся, да. Это самое начало студии или это уже в процессе, когда Вы уже были известными?
Марк Розовский: Нет, пожалуй, это год 1967-1968…
Мария Карпова: Но ведь она выросла из капустников, правильно?
Марк Розовский: Можно так сказать.
Мария Карпова: И даже первый спектакль – там были элементы капустника.
Марк Розовский: Можно так сказать, что выросла из капустников.
Мария Карпова: А в Вашем театре сегодня есть место капустникам?
Марк Розовский: Есть, конечно, каждый праздник…
Максим Митченков: Ну, вот сегодня?
Марк Розовский: Сегодня, в день моего рождения, я уверен, ребята что-то приготовили.
Мария Карпова: Театр «У Никитских ворот», по сравнению с другими московскими центральными театрами достаточно маленький, достаточно небольшой, как удается выживать в такой конкуренции?
Марк Розовский: Да, у нас 200 мест в одном зале и 54 места в другом – это старая наша сцена, поэтому каждый день у нас, можно сказать, аншлаги.
Максим Митченков: Марк Григорьевич, Вы же, насколько я понимаю, не сторонник больших залов, Вы считаете, что в маленьких залах лучше контакт между зрителями и артистами.
Марк Розовский: Безусловно, знаете, невозможно психологически театр в огромном зале, как говориться, из жизни муравьев нам показывают всякие истории, когда вы сидите…
Мария Карпова: Да, да…
Максим Митченков: Это когда Вы Станиславского на сцене видели, да?
Марк Розовский: Я не могу сидеть дальше 10-ого ряда.
Мария Карпова: Где-нибудь на 5-ом ярусе, да.
Марк Розовский: Я считаю, что если зритель пришел в театр, в театре все места должны быть удобные, я должен видеть артиста, потому что наше искусство контактное: если нет этого контакта с актером, то всё бессмысленно.
Максим Митченков: Марк Григорьевич, а Вы как считаете, должен быть какой-то контроль за театрами, за режиссерами, или художники должны быть абсолютно свободными?
Марк Розовский: Художник внутренне абсолютно свободен, естественно, мы зависимы от финансирования, мы – государственный театр, мы зависимы сегодня от грантов, от финансирования, но мы сегодня и что-то зарабатываем. Сложность заключается в чём… если в день рождения можно не только ликовать, а говорить о серьезных вещах, просто, чтобы вы поняли меня: допустим, я ставлю «Вишневый сад», зал на 200 мест – мой спектакль не должен уступать, по крайней мере, по уровню декораций, по стоимости декораций любому другому спектаклю в большом зале на 600-800 мест, понимаете, да?
Максим Митченков: Да.
Марк Розовский: Но субсидии, которые даются государством в зал на 600 мест резко отличаются от субсидий, который получаем мы с 200-местным залом – такой, несколько формальный подход. Но «Вишневый сад», что он должен стоить в 4 раза дешевле, чем у моих коллег? Это же абсурд, правильно?
Максим Митченков: Абсурд.
Мария Карпова: Да, абсурд.
Марк Розовский: Вот, отсюда некоторые ощущения того, что мы в неравном положении находимся – таково положение сегодня реальное в Год театра всех театров, поэтому дело тут не в зависти, как вы понимаете, существует в мировом театре и понятие «бедного театра», который отнюдь не уступает роскошному театру, у нас есть «жирные» театры, но они же и «мертвые» при этом. «Жирный» театр – это «мертвый» театр.
Максим Митченков: Что значит «мертвый» театр, почему он «мертвый»?
Марк Розовский: Ну, где скучно, где нет сопереживания, сочувствия, где нет контактности, где залы не всегда бывают полны, а иногда бывают совсем не полны, потому что зритель очень четко реагирует, зритель видит: «мертвый» театр или «мертвый», собственно, это не я сказал, это Питер Брук сказал, что театры в принципе делятся на «живые» и «мертвые».
Мария Карпова: Сегодня в афише театра, если я не ошибаюсь, 6 спектаклей с меткой «премьера», да? На что стоит обратит внимание, в первую очередь?
Марк Розовский: У нас есть и мюзиклы, у нас прекрасно сегодня идет и «Гамлет», у нас прекрасно идет «Капитанская дочка» с музыкой Максима Дунаевского – это одна из последних премьер, самая последняя премьера – джаз-шоу посвященное памяти моего друга, Вити Славкина, ушедшего ровно 5 лет тому назад, я сделал спектакль «Памятник неизвестному стиляге», вспоминая его пьесу «Взрослая дочь молодого человека» и спектакль Толи Васильева очень замечательный потрясающий спектакль в свое время в 1979 году, что еще у нас? «Стеклянный зверинец» поставил только что и, наконец, последняя премьера – это «Пляшущие человечки» по Конан Дойлю, конечно, больше развлекательный элемент, и зритель сегодня хочет и отдохнуть в театре и вместе с тем получить удовольствие от того, как синтетичные артисты танцуют, поют.
Максим Митченков: Марк Григорьевич, мы всех обязательно приглашаем в Ваш театр на премьерные спектакли и не только на премьерные, а Вас еще раз хотим поздравит с днем рождения и спасибо огромное за это интервью!
Мария Карпова: С днем рождения!
Марк Розовский: Спасибо большое за внимание к моей личности, я здесь чувствую себя неловко, в этом иконостасе, которое Общественное телевидение устраивает для меня…
Максим Митченков: Это значит, что мы Вас любим и ценим.
Марк Розовский: Да, мне очень приятно, с одной стороны, но надо быть скромнее.
Максим Митченков: В следующий раз не будем. Спасибо огромное!
Мария Карпова: С днем рождения!
Марк Розовский: Спасибо!
Источник: otr-online.ru