Вход/Регистрация

Сми о нас

11.02.2019

"Хрустальные иллюзии - Марк Розовский поставил "Стеклянный зверинец" Теннеси Уильямса"


Времени прошло немало, а актуальности, к сожалению, не убавилось. Неважно, где мы находимся, в Америке или России, так же как и десятилетия назад нас терзают проблемы непонимания, одиночества и несбывшихся надежд.


Холодно и пусто в доме Уингфилдов - брата и сестры (Тома и Лауры) и их матери Аманды. Отца и мужа нет, ушёл (точнее - сбежал) из семьи давно, бросив прощальное "Пока!". Всё тяжкое бремя семейной ноши пало на женщину, мать, Аманду - исступлённую в своей жажде сохранить семью. Пало-то оно пало, да только детям от этого не легче. Аманда живёт прошлым - ушедшей молодостью, ушедшими поклонниками (возможно настоящими, но скорее всего - мнимыми), ушедшими надеждами и глупыми иллюзиями. Дочь Лаура, поражённая хромотой из-за травмы в детстве, пребывает в мире собственного стеклянного зверинца - фигурок, которые собирает. Старший брат Том – кормилец и поилец семьи, работающий в обувной компании, будучи больше всех недовольным своим положением, мечтает сбежать из родного дома.




История, право скажем, не нова, как не новы вечные споры отцов и детей и непонимание тебя окружающими. Всем в этой семье не позавидуешь, всех одновременно жалеешь и ругаешь. Вырваться из замкнутого круга не получается никому, ибо каждый живёт в мире своих иллюзий и боится посмотреть правде в глаза, бежит от неё. Но как же завораживает тебя исполнение актёров на сцене! Драму непонимания и нелюбви сыграть не так просто. Иной раз раздражение и даже злоба возникает при наблюдении за игрой Яны Прыжанковой, исполнительницы роли Аманды. Вот уж неистовая в своей параноидальной любви к детям мамаша. Изо всех сил она старается сохранить семью (по правде говоря - лишь её видимость), не желая замечать очевидного. Да, Аманда несчастна, она давно брошена мужем, однако женщина ничего не предпринимает, чтобы как-то изменить ситуацию к лучшему. Она завязла и погрязла по уши в собственных мечтах о своих ушедших лучших годах, но жизнь изменилась, вернуться в прошлое невозможно. Она до жути и скандалов раздражает Тома своими бесцельными и бесполезными воспоминаниями, поучениями, морализаторством и нежеланием понять собственных детей. Том (Максим Якимов) дерзок, нетерпим и даже нахален, одна ссора с матерью следует за другой, накопленная раздражением за долгие годы. Вечерними и ночными часами пропадает он в кинотеатрах, с жадностью поглощая фильмы о красивой жизни. Кино, хорошая музыка, романтика дальних странствий и другой, лучшей, доли манит молодого человека. В конце концов, он сбежит из дома, но будет ли счастлив?



Единственный человек, к которому привязан Том, его сестра Лаура (Ника Пыхова). Скромная девушка, страшно закомплексованная, единственной радостью и утешением для которой стали её любимые зверушки. Стеклянный зверинец заменяет ей всё: и общение, и дружбу, и любовь. С ним она в полной безопасности, он – её реликвия, бережно оберегаемая и в то же время — средство бегства от реальности. Жизнь слишком жестока и опасна для хрупкой и нежной души Лауры. Бедняжка, в каждом молодом человеке, пришедшем к ним домой, она готова видеть потенциального жениха (к слову, как и Аманда. Ей очень хочется устроить судьбу собственной дочери). Красавец Джим О’Коннор (Александр Панин), конечно, приходит (дело не обошлось без просьбы Тома), но сделать уже ничего невозможно. Увы. Слишком много времени требуется для воспитания чувств, смелости, силы характера у юной и робкой Лауры, Джиму же это совсем не с руки, к тому же молодой человек помолвлен. Надежды на счастливое будущее рушатся единомоментно и в одночасье, впереди же - разочарования и полная неопределённость.




Пожалуй, нет в спектакле момента более напряжённого, чем завершающий монолог Тома. Сложно и подчас невозможно жить в плену собственного бессилия, пустых иллюзий и мечтаний, но ещё сложнее осознавать, что ничего ты не в силах изменить. Попытка сбежать из дому Тому удалась, но принесло ли это ему удовлетворение, счастье, покой? Вряд ли. Этот мальчик, не знающий и не ведавший домашнего тепла, любви, заботы, мужских уроков, обречён на вечные скитания. Он, как и его отец, годами и десятилетиями будет бродить по улицам городов мира, просиживать в барах и кафе, заливая тоску по невозможности забыть любимых, но несчастных мать и сестру.


Марина Абрамова