Вход/Регистрация
М. Розовский
Харбин-34
Продолжительность: 3 часа с антрактом
Новая сцена

Действующие лица и исполнители:

Константин Владимирович Родзаевский,
лидер Русской фашистской партии в Харбине
Константин Иванов

Саша Волохов,
боевик фашистской партии
Заслуженный артист России
Денис Юченков

Анастасий Вонсяцкий,
вождь партии русских фашистов в Америке
Александр Чернявский

Мэрион Рим,
дочь американского миллиардера
Заслуженная артистка России
Галина Борисова
Наталья Корецкая

Араки Садао,
генерал Квантунской армии
Юрий Шайхисламов

Николай Мартьянов,
инспектор полиции
Иван Власов

Вербицкий,
князь, служащий КВЖД
Заслуженный артист России
Николай Глебов

Лыков,
ординарец Родзаевского
Владимир Давиденко

Иосиф Касперович,
харбинский богач
Александр Лукаш

заслуженный артист России
Александр Масалов
Народный артист России, лауреат Государственной премии России
Валерий Шейман

Фира,
его жена
Наталья Баронина
Заслуженная артистка России
Марина Кайдалова

Ривка,
их дочь
Виктория Корлякова
Яна Прыжанкова

Левочка,
их сын, мальчик 8 лет
Савелий Шамилов
Мартин Шевелёв (артист детской студии при ЦАТРА)

1/12

Мы живем в эпоху разрастающегося насилия. Человечность попирается на всех континентах земли. Войны, революции, террор давно стали обыденным явлением, гуманизм то и дело оказывается посмешищем, нацистские и расистские идеологемы кидают целые народы в историческую пропасть. Кровь льется, как из ведра. Как быть в «предлагаемых обстоятельствах»? Что делать театру как «искусству здесь и сейчас»? Надо ли ему реагировать на кошмары бытия? И если да, то как?

…Однажды я шел по Новому Арбату. На уличном книжном развале увидел книгу в коричневом переплете – название, тисненое на обложке золотыми буквами (!) меня заинтересовало: «Завещание русского фашиста». Автор – некто К. В. Родзаевский. На задней стороне обложки – свастика, соединенная с двуглавым орлом – гербом России. Полистал страницы – волосы встали дыбом!.. «Майн Кампф» Гитлера, как говорится, отдыхает… Издано в Москве, совсем недавно.

С того момента я заинтересовался так называемым «русским фашизмом» – прочел множество исследований, в том числе книгу американского историка Джона Стефана – блестящего специалиста по Дальнему Востоку – и другие источники… И был поражен тем, что мы практически ничего не знаем из того, что вроде бы должны были бы знать. «Известное известно немногим» – сказано Аристотелем, и я с ним полностью согласен.

Современный нацизм идет в наступление, идеологемы Гитлера, Розенберга, Геббельса и иже с ними – реанимируются. Пустые бритые головы нынешней молодежи заполняются всяким человеконенавистническим бредом… Наши сегодняшние «скинхеды» собираются в боевые отряды, вооружены не только битами и огнестрельным оружием, но еще и фашистской символикой и теориями разного рода псевдоученых и политических язычников, которые тянут людей к безбожию и антихристу. Угроза фашизма растет и это очевидно всем.

Вот почему я счел нужным написать и поставить на Новой сцене Театра «У Никитских ворот» пьесу «Харбин-34» в жанре документальной драмы – с элементами детектива и художественного домысла. Но в ее основе – абсолютно достоверные факты довоенной истории. Не обошлось и без рассказа о страстной любви, которая пытается прорваться сквозь катаклизмы событий и террор, эта трагическая лирика переплетается с авторским размышлением о судьбах Родины, о патриотизме подлинном и мнимом, о фашизме и его безобразных истоках.

Мне хотелось в художественной форме рассказать о создании и деятельности в Харбине 1934-го года так называемой Русской Фашистской партии, фюрером которой был этот вот Родзаевский и так же Партии русских фашистов в Америке (была и такая!), ее вождем провозгласил себя некий Анастасий Вонсяцкий, бывший белогвардеец польского происхождения. Меня поразили эти невыдуманные характеры, эти полные настоящего драматизма готовые сюжеты, в которые трудно поверить, однако приходится.

В спектакле будут отражены кровавые злодеяния так называемого «Отряда 731» – преступного карательного подразделения японской разведки и Квантунской Армии, которое проводило опыты над живыми людьми, считая их «бревнами». Посмотрите Википедию – там, под Харбином, было уничтожено 200 000 (двести тысяч!) китайцев – об этом чудовищном геноциде сегодня мало кто вспоминает.
Режиссер-постановщик
Народный артист России

Сценография
Заслуженный деятель искусств России

Костюмы
Евгения Шульц

Ассистент режиссера
Заслуженный артист России

Помощник режиссера
Оксана Мельникова

Пресса о спектакле:


Тема:
Ваше имя:
Ваш Email:
Текст сообщения:*комментарии премодерируются
*Заполните все поля

Сообщение отправлено

Отзывы к спектаклю
Оставить свой отзыв

21.04.2017

Элеонора

Восторг

Спетакль совершенен. Сложилось ощущение, что меня вырвали из реальности и перенесли в прошлое. От этого жутковато. Если у вас есть ещё сомнения относительно союзов по понятиям, сходите в театр на спектакль Харбин 34, уверяю вас сомнения исчезнут. Спасибо актерам, за полное перевоплощение.

21.12.2015

Ольга

Невероятно хорош

Билеты на спектакль купили случайно, гуляя по бульвару, пошла за компанию с мужем, приготовилась сидеть 3 часа и придумала что буду делать - немножко поработаю, прихватив с собой айпад. Мой муж интересуется историей, философией, в принципе, и я не против, но сейчас и так все так тяжело и серо вокруг, что вникать еще в чужие, хоть и прошлые проблемы, совсем не хочется.
И вот начался спектакль, и я уже открыла айпад, но все 3 часа (даже на антракт не выходили) мое внимание было приковано к действию на сцене. Я даже не заметила как пролетели эти 3 часа. Великолепная игра актеров, всех без исключения. С 18 декабря 2015 я поклонница этого театра. Спасибо Марк Григорьевич, Вы Гений!

04.10.2015

Татьяна

Харбин-34

Мне безумно хотелось посмотреть этот спектакль, поскольку я очень люблю историю и тема белого движения, это моя тема.... Когда-то давно я даже писала эссе по Колчаку))))
Очень тяжелый, трудный, философский, жесткий и жестокий спектакль со сложным послевкусием, очень горьким!!!! Сюда не приходят посмеяться, а подумать и что-то изменить в себе и окружающих, может быть....
Изначально, я шла "на Заусалина".... поскольку много лет не видела Максима в театре, и его отсутствие поначалу расстроило, но потом я поняла, что это был подарок и Сашу Волохова сыграл отлично Денис Юченков!!!!! Эмоционально, убедительно и очень здорово, но как-нибудь я вернусь именно на этот спектакль, чтобы увидеть Максима.))))
Весь ужас, боль и страх поколения, вынужденного жить на чужбине (только не жить, а выживать), на примере одной еврейской семьи.....Но с тонким и узнаваемым одесским юмором, колоритом и говором, такое удовольствие было наблюдать за Иосифом Касперовичем (Валерий Шейман) и Фирой (Марина Кайдалова), они настоящие))))) Сцена, в которой Иосиф (по телефону) сообщает, что их маленький сын похищен, просто до мурашек и кома в горле!!!))))))).....
Еврейская семья не единственные персонажи истории.... Зарождение русского фашизма, первые шаги...... Становилось откровенно страшно, слушая монологи Константина Родзаевкого (Константин Иванов), потому что все эти ужасы происходят и сейчас.....когда жизнь не важна, а в головы вбивается вся жуть и жестокость, что миром правят исключительно деньги и нет ничего святого, сколько лет прошло, а ничего не поменялось.... И все же...... Хочется верить, что еще остались люди, такие как князь (Михаил Росляков) и тот же Саша Волохов, который смог выйти из этого порочного круга и поступить, как настоящий мужчина!!!!
А вот страстной любви мне не хватило!!!)))) Денис Юченков был убедительнее в своих чувствах, чем Ривка (Яна Прыжанкова), но здесь, как говорится, на вкус и цвет, товарищей нет!!!)))))
Этот спектакль обязательно нужно видеть, он стоит того!!)))

04.04.2015

Варвара

Браво! И да здравствует, Театр!

Браво!! Прекрасный спектакль в прекрасном театре. Плакала и смеялась, грустила и восхищалась! Настоящее действо над душой. Сложный материал подан мастерски и сыгран легко - веришь, не задумываясь над тем," как это было сшито" (опыт театральной журналистики не помешал вовсе - я это редко со мной бывает).Персонал вежлив и булочки в буфете вкусные - зрительская гармония полная)))
Боюсь в последнее время премьер - так не хочется попадаться на фальшивку, но мой страх развеян - снова иду на другую премьеру - "Сейлемские ведьмы". Cпасибо вам, господа, спасибо!!!!

22.03.2015

Дарья

Потрясающий спектакль!

Удивительный по силе спектакль! Великолепно раскрыта тема русского фашизма. Постановка трогает до глубины души, цепляет за живое, за самое сокровенное. Спектакль завершился уже несколько часов назад, а я до сих пор не могу переключиться на другие мысли. Огромное спасибо актерам, играли на разрыв, на пределе эмоций. Это ведь невероятно сложно, я уверена, играть людей, поддерживающих фашизм. Чтобы все выглядело искренне, нужно перестроить сознание на совершенно другое мышление, что-то перевернуть в душе на время спектакля, стать человеком, противоположным самому себе. В какие-то моменты было действительно страшно от ощущения реальности происходящих на сцене событий. Отдельно хотелось бы отметить Константина Иванова, исполняющего роль К. Родзаевского, - его игра производит очень сильное впечатление. Браво!
И когда, выходя на поклон, актеры с себя эсэсовские повязки снимают, слезы душить начинают...
Спасибо за такой спектакль!

07.03.2015

Елена

Мы не дети.

Честно признаюсь, не уверена, что этот мой комментарий пройдет модерирование, потому что собираюсь нанести критический выпад по, не сомневаюсь, больному месту. Однако этого нельзя не сказать.

Сегодня я в третий раз на "Харбине": так долго пришлось ждать состава с парой Максим/Яна; господа, ну это жестоко - "разлучать" такую пару высококлассных актеров, невероятно естественных в своих ролях. Наблюдать за ними - как держаться за оголенный провод под током: тебя колошматит, а оторваться не в силах.
Очень непривычно было не увидеть В. Шеймана и Г. Борисову - поэтому о Мэрион и Иосифе пока ничего не скажу.
Мне стали понятнее побуждения Николя: у Ивана Машнина дивная способность при относительно небольшом тексте показать между строк логически и эмоционально мотивированный характер.
Не перестаю неистово восхищаться дуэлью "родного" и заокеанского негодяев, Родзаевского и Вонсяцкого. А. Чернявского знаю и люблю давно, К. Иванов - открытие сезона для меня, их истерический пафос смешон, но сколько крови он стоит другим!
Абсолютные антиподы Вербицкий и Лыков (М. Росляков и В. Давиденко) хоть и редко встречаются на сцене, оппонируют вполне отчетливо. Презрение князя к уголовнику, хоть и взаимное, остро задевает последнего. Давиденко показывает не только убожество своего персонажа, но и его логику и глубину понимания своей участи. (Кстати, то ли я путаю актеров, то ли ошиблась в самом первом отзыве, упомянув Ю. Печенежского, приношу извинения.)
Еще одна "пара" противоположностей, как ни странно это прозвучит, это генерал Садао и маленький Лёвочка. Ребёнок-музыкант - квинт-эссенция красоты и невинности; и бесчеловечный садист, уродливый во всех отношениях (блестяще воплощенный Ю. Шайхисламовым).
Отдельно - МАТЬ. Марина Кайдалова достойна всех театральных премий, но все ли премии достойны её? Когда Фира берёт трубку, чтобы услышать трагическое сообщение, мы не слышим ни слова с того конца провода. Она тоже ничего не произносит. Но масштаб случившегося обрушивается на нас как вал всемирного потопа.
А теперь - критика. Я озаглавила этот текст "Мы не дети". Зрители, не давшие слабину ума и духа и досмотревшие спектакль до финала (а таких подавляющее большинство в зале), достойны того, чтобы их моральным качествам доверяли, а интеллекту предлагали максимальную нагрузку. Пьеса - ГЕНИАЛЬНА, я это утверждаю без всякого преувеличения. Она РАБОТАЕТ на БУДУЩЕЕ. Потому что фашизм поднимает голову в мире, потому что символика вермахта "воссияла" совсем недалеко от наших границ, потому что, хоть и не на Красной площади, но и в нашей стране есть читатели и почитатели "коричневой библии".
Так зачем же завершать спектакль таким бессильным "плевком" в прошлое? Я имею в виду нелепое обобщение о том, что "Сталин уничтожил коммунистов больше чем все фашистские лидеры, вместе взятые". Я даже не буду интересоваться статистикой. Эмоционально эта фраза звучит по-детски и вызывает протест как унизительно дидактичная! Как будто публика дура и не может сама сделать вывод из того, что пережила вместе с артистами по замыслу автора. Этот вывод должен в той или иной форме родиться в душе и мозгу каждого самостоятельно. Только тогда он сработает. А так... какая-то слабость, что ли: неужели Сталин настолько всемогущ, что им до сих пор можно быть одержимым так или иначе? Да, я в курсе, что в природе существуют одержимые "отцом народов". Но я никак не предполагала, что Марк Розовский из их числа.
"Константин Радзаевский написал письмо Сталину, где говорил, что сталинизм - то, что ошибочно называлось русским фашизмом".
ЗАНАВЕС.

13.02.2015

Елена

Великолепный спектакль!

Потрясающий спектакль!Приезжали с учениками 9 класса.Дети смотрели на одном дыхании.Выйдя из театра еще 2 часа обсуждали спектакль,вспоминали пройденный материал по истории,сопоставляли факты,спорили,выдвигали догадки.Сделано много выводов,дети будто вживую увидели ужас фашизма.Огромное спасибо театру за бесплатные билеты для школы!Благодаря вам,дети,даже из малообеспеченных семей могут прикоснуться к прекрасному.И самое главное,что именно после вашего театра они просят поехать на спектакли вновь.Спасибо!

10.11.2014

Наталья

Харбин

Отличный спектакль! Очень рекомендую! Смотрели с мужем и обоим понравилось всё: и постановка, и актеры. Сложно кого-то одного выделить. Огромное спасибо Марку Розовскому за его талант и низкий поклон всему актерскому составу.

01.11.2014

Игорь Севастьянов

Эмоции по спектаклю "Харбин-34"

Вчера по приглашению Яночки Прыжанковой, актрисы Театра у Никитских ворот, посмотрел спектакль "Харбин-34". Ехал посмотреть на её игру, на то, как она смотрится на сцене, а получил много пищи для размышлений, массу эмоций... Спектакль очень сложный, по тематике - тяжелый, у меня стоял ком в горле в финале... Безусловно, Розовский- Мастер, человек с огромным профессиональным опытом и вкусом!!!Мне очень понравилось, как она играла(существовала), достоверно, и абсолютно не фальшиво(чего я терпеть не могу), без переигрыша, очень стильно!
Актёр Константин Иванов, который играл предводителя фашистской партии Родзаевского был БЕСПОДОБНЫМ, с невероятными средствами актерской выразительности!!!
Шёл из театра по Тверскому бульвару под впечатлением..!

23.10.2014

Харламов Станислав

Прививка любой эпохе

Не хочется никого цитировать и что-то вспоминать, ибо, к сожалению, история цитирует себя сама. Но все же, как говорил Камю: «микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда…».
Сейчас, в очередное неспокойное время, спектакль М.Г. Розовского «Харбин-34» становится своеобразной профилактикой путем искусства. И не столь важно, на какую эпоху идет отсылка, и какие именно люди затрагиваются в повествовании, ведь главное – средства и образы, которыми высекается искра сопереживания. Меня заинтересовала эта документальная история, в которой Марк Григорьевич высветил сильную драму, в очередной раз доказавшую, что прошлый век переплюнул любые фантасмагории, страшные сказки и прочее одними фактами.
Итак, спектакль. Удивительны, на мой, взгляд, контрасты Розовского – лирика бытописания еврейской семьи, перемежающаяся резкими сценами деятельности русских фашистов. Валерий Шейман, Марина Кайдалова, Виктория Корлякова/Яна Прыжанкова и Мартин Шевелев (Левочка) создают очень теплую атмосферу в начале спектакля, так и хочется, чтобы их милые несерьезные перепалки продолжались как можно дольше. Пожалуй, зритель совсем не чувствует в эти мгновения того, что вскоре эту семью должен захватить рок. В. Шейман в роли Касперовича трагичен и трогателен. Его рассказы увлекают так далеко от места действия, они так живописны, что хочется устроить для него бенефис. В игре Марины Кайдаловой (Фира) чувствовалось что-то глубоко библейское – довольно ощутимо выстраивалась линия всеобщего человеческого горя. Эта потрясающая актриса как будто увязала в себе всех матерей, все потери, все страдания, которые были на земле с древних времен. Я видел и Яну Прыжанкову, и Викторию Корлякову в роли Ривки. Каждая из них по-своему преподносит нам эту героиню. Яна более страстна (может, в силу внешности), а Виктория же холодней, но обе невероятно пронзительны в ключевые моменты. Актеры в ролях русских фашистов не позволяют воображению рисовать вместо них кого-то еще. Денис Юченков (Саша Волохов) – по игре, внешности, по энергетике – настоящий заблудившийся белый офицер, нашедший себе ошибочное предназначение, но по ходу сюжета разочаровывающийся в своем пути; ему сочувствуешь, как человеку, верящему во что-то (в месть, в родину без «тех-то и тех-то», в любовь), а потом теряющему эту веру на глазах. И его сложно винить, ведь бывали страшные примеры массового ослепления, но «благополучие» тех ослепленных людей было в том, что они не прозрели, а Волохов… Удивителен Константин Иванов в роли Родзаевского – этакий непримиримый романтик, он кажется лидером не совсем в том месте и не в то время. Игра Иванова впечатляет: он сдержан и в тоже время постоянно наэлектризован (чего стоит одна левая рука!), в его взгляде не видно восприимчивости к человеческой участи, одна только убежденность в своей правоте, кажется, как раз такие люди и способны идти по трупам. Он ни разу не допускает выхода за пределы своего идеологического ореола и тем по-настоящему страшен. Лыков (В. Давиденко) вовремя разбавляет накалившиеся между героями ситуации своими присказками, шутками, мимикой, и тем самым переводит некоторые эпизоды в трагикомедию, отчего становится еще грустнее, но правдивее, жизненней. Александр Чернявский в роли Вонсяцкого (лидер фашистской ячейки в США) мне показался неким «барометром» всего происходящего. Как в новеллах Кафки, для того, чтобы рассудить и понять клубок субъективных конфликтов нужен кто-то совершенно посторонний, так и здесь он, несмотря на принадлежность к фашистам, на фоне харбинской партии кажется лунатиком, и от того – еще человеком. Его жена, Мэрион (Н. Корецкая) порой переносит нас в мир джаза одними своими манерами (да, что-то из эпохи Гэтсби). Примечателен Вербицкий (М. Росляков), он напоминает непутевых героев Чехова, проще говоря, русский интеллигент, попавший под гусеницы событий.
Вообще, этот спектакль – целое напластование трагедий, происходящих на стыке времен – между двумя мировыми войнами. Русские офицеры, ставшие фашистами, кажутся анахронизмом, да так оно и было, возможно, если смотреть из нашего века. Но так ли это было для них? Жизнь не закончилась с падением режима, она развела их по разным руслам, и одно из них стало фашизмом. Из-под всего того ужаса, идеологического, «оправданного» и хладнокровного весь спектакль пытается проглянуть человек, он как бы подплывает под льдины, постепенно осознавая свое местонахождение на плоскости, стараясь вынырнуть. Но, когда становится слишком поздно, человек может вынырнуть только в смерть.
Браво, Марк Григорьевич, браво, актеры! Вы воспитываете «человека долгой памяти». Большое спасибо!