Вход/Регистрация

Архив отзывов

22.07.2014

Иван (admin)

Шутки Чехова

Урок сценического воплощения

Художественный руководитель театра «У Никитских ворот», народный артист России Марк Розовский дважды пошутил вместе с Антоном Чеховым, поставив в качестве режиссёра «Шутки Чехова» — спектакль «из жизни банки¬ров и их жён». На каждую шутку отведено по одному действию спектакля: часть первая — это пьеса-фантазия Марка Розовского «Пари» по мотивам одно¬имённого рассказа А.П. Чехова, часть вторая — шутка по его рассказу «Юби¬лей». И если рассказ «Юбилей» хорошо известен хотя бы по весьма популярной фразе («я женщина слабая, беззащитная!»), то рассказ «Пари» не знает практи¬чески никто. Но сначала несколько слов о «шутке в одном действии», как сам Чехов определил жанр комедии характеров в рассказе «Юбилей».
В том актёрском составе, который я видел, блеснули две жены — заслу-женная артистка России Ольга Лебедева (Мерчуткина) и Мария Леонова (Татья¬на Алексеевна). Эта «сладкая парочка» так задолбала бухгалтера Хирина (Де¬нис Сарайкин) и банкира Шипучина (Никита Заболотный), что невольно восхи¬щаешься выдержкой Хирина, который лишь в конце спектакля поднял руку на Мерчуткину, и понимаешь Шипучина, который в бессилии сдался на милость победителя: непроходимая тупость Мерчуткиной и упоённость пустой суетой собственной жизни Татьяны Алексеевны, помноженные на их энергию, — воистину, страшная сила!
Переходя к рассказу «Пари», хочу сознаться в «крамольном» впечатлении: сам рассказ показался мне не только не чеховским, но и довольно вялым, в кото¬ром, однако, всё искупает неожиданный финал, враз превращающий рассказ в притчу.
И как же такой рассказ сделать спектаклем? Рискну предположить, что именно такая задача творчески раззадорила Марка Розовского, который рискнул домыслить своего любимого Антона Павловича. И сделал он это неоднократно, хотя и скрупулёзно сохранил весь текст Чехова. Не пересказывая содержание рассказа, отмечу, во-первых, что жену банкира Розовский сделал в спектакле любовницей молодого юриста, заключившего странное пари с банкиром (ещё одна интрига спектакля, давшая к тому же основание объединить оба спектакля под шапкой «из жизни банкиров и их жён»). Во-вторых, в спектакле появилась роль сторожа, обеспечивавшего соблюдение условий пари. В его уста Розовский вложил повествование о деталях жизни юриста в течение пари, которые в рассказе Чехова вспоминает сам банкир, причём, довольно нудно. К слову ска¬зать, в самом рассказе сторож упоминается мимолётно в трёх проходных фразах. Зато в спектакле сторож — это самостоятельная роль, которая в исполнении заслуженного артиста России Юрия Голубцова превратилась в подлинный мини-шедевр, значительно ожививший спектакль. И, наконец, в-третьих, Марк Розовский несколько изменил детали концовки рассказа, сделав её более убедительной и сценически более выразительной.
Читайте Чехова! Смотрите Розовского!
Александр Локтев, член Московского союза литераторов